«Теория и
практика дошкольного образования: пути обновления» (сборник научных статей,
выпуск 1/ под ред. С.Н.Томчиковой.- Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 184с.)
Проектный
метод в приобщении старших дошкольников к труду
В настоящее время ведётся поиск эффективных методов в
организации различной деятельности, в том числе и трудовой.
Анализ современных исследований (Б.В.Игнатьев, М.В.Крупенина,
В.Н. Шульгина и др.) показал, что эффективным методом организации
самостоятельной трудовой деятельности дошкольников может выступить метод
проектов.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества
детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к
образованию является технология проектирования.
Проектирование – комплексная деятельность, участники которой
автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни:
производственных, личных, социальных.
В практике современных дошкольных учреждений используются
следующие типы проектов: творческие, поисковые, сюжетные.
Используя технологию проектов впервые, педагог должен
подключать ребёнка постепенно: наблюдение за деятельностью взрослых, далее
эпизодическое участие в ней, затем партнёрство и, наконец, сотрудничество.
М.В. Крупенина отмечает, что метод проектов комплексно
реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество
детей и взрослых, учёт возрастных, половых, индивидуальных особенностей детей,
деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребёнка в
педагогическом процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей
средой.
Реализовать принцип оптимального соотношения между развитием,
детерминированными действиями взрослого и саморазвитием, обусловленным
собственным развитием ребёнка, позволяет технология проектирования, когда
соотношение «ребёнок – взрослый» строится на соучастии.
Соучастие в деятельности – это общение на равных, ребёнок
выступает субъектом. То есть заказчиком, взрослый же не указывает, не критикует
и не оценивает результаты. Проанализировать и оценить свою работу предлагается
самим детям. Также они сами ставят проблемные задачи: «Что не получилось?», и
«Что нужно сделать, чтобы это исправить?». Таким образом, у детей формируется и
развивается потребность самостоятельно решать возникающие проблемы, а взрослый
лишь подталкивает их к этому.
Учитывая достоинства метода проектирования, мы разработали проект
приобщения старших дошкольников к труду взрослых.
Проект «Путешествие капустной
семечки»
Проблема:
«Знакомство с трудом овощеводов».
Цели:
закладывать основы интереса к труду, уважительного отношения к людям труда,
желание участвовать в посильном общественном труде; прививать любовь к труду на
родной земле; воспитывать чувство сопричастности ко всему тому, чем живёт
родной посёлок.
Задачи:
1) познакомить детей с тем, какие овощи и для чего выращивают
на больших полях;
2) сформировать представление о том, какие
сельскохозяйственные машины помогают овощеводам в их труде;
3) обратить внимание дошкольников на слаженность,
взаимопомощь в труде рабочих, когда приходит пора уборки овощей и надо очень
быстро собрать урожай с огромных участков.
Участники
проекта: воспитанники старшей-подготовительной группы, педагоги
группы (воспитатели, музыкальный руководитель), родители воспитанников,
работающие в овощеводстве.
Сроки
реализации проекта: в течение года.
Таблица
№
|
Мероприятия
|
Содержание
|
1.
|
Привлечение
детей к участию и планированию мероприятий, решению проекта
|
Интригующее
начало, игровая мотивация «помочь фее Природе пропавшую помощницу Капусту».
Обозначение
проблемы, варианты решения проблемы, предложенные детьми.
|
2.
|
Совместная
деятельность всех участников проекта
|
Экскурсии,
наблюдения за работой овощеводов, создание проблемных ситуаций, увлекательные
рассказы взрослых о своём труде и его значимости для других. Создание
необходимых условий и подготовка атрибутов на тему выращивания овощей;
организация посильного труда детей на огороде и в детском саду; подготовка
презентации проекта «Праздник урожая»
|
3.
|
Презентация
проекта
|
Проведение
праздника «В гостях у Осени»
|
Поэтапное решение проекта
Этапы выращивания капусты:
- подготовка земли: осенью вспахали, зимой внесли удобрения,
произвели снегозадержание;
- весной: а) выращивание рассады; б) боронование (рыхление
почвы); в) посадка рассады капусты;
- летом: а) борьба с сорняками (культивирование – междурядная
обработка почвы); б) внесение удобрений; в) полив;
- осенью: уборка капусты.
1 этап.
1.Экскурсия в ремонтную мастерскую «Кто лечит машины» (зимой).
Цели: Расширять
представления детей о труде рабочих – овощеводов в зимнее время: ремонтируют
сельскохозяйственные машины, готовят их к работе весной, летом, осенью.
Воспитывать у детей интерес и уважение к нелёгкому, но очень нужному труду
механизаторов, слесарей-ремонтников. Обратить внимание на слаженность в работе,
ловкость, взаимопомощь. Развивать речь детей, активизировать словарь: ремонтная
мастерская, слесарь, токарь, ремонт, токарный станок.
Методические
приёмы: осмотр помещения, оборудования, беседа с механизаторами, токарем,
сварщиком об их работе.
2.Творческая игра «Ремонтная мастерская»
Подготовка
к игре: беседа по итогам наблюдений в ремонтной мастерской; игра
«Отгадайте, как это называется?» (детали, инструменты детского игрового
конструктора); рассматривание игрушек – сельскохозяйственных машин.
Развитие
игры:
1) подготовка
игрового пространства;
2) выбор
сюжета;
3) распределение
ролей;
4) игра;
5) подведение
итогов.
3.Экскурсия в овощехранилище «Заботимся об овощах» (зимой)
Цели: Расширить
представление детей о труде рабочих – овощеводов в зимнее время: сортируют
картофель. Готовят семена к весенним посадкам. Воспитывать интерес и уважение к
нелёгкому, но очень нужному труду овощеводов. Обратить внимание на слаженность,
ловкость, взаимопомощь. Развивать речь детей, активизировать словарь:
овощехранилище, контейнер, отдушины для воздуха, тены (для поддержания нужной
температуры воздуха), отсеки для складирования овощей.
Методические
приёмы: осмотр помещения, беседа с бригадиром.
4. Ручной труд на тему «Овощи» (2 занятия)
Цель: Закреплять
у ребёнка позицию созидания и чувство гордости и удовлетворения результатами
своего труда; совершенствовать у детей способы изготовления поделок из
папье-маше.
Предварительная
работа: отгадывание загадок об овощах; дидактические игры:
«Волшебный мешочек» (отгадывание овощей на ощупь), «Четвёртый – лишний»
(классификация), «Составь овощ» (разрезные картинки). Изготовление основы из
пластилина для муляжей.
Материалы и
оборудование: кусочки газеты, клейстер, муляжи овощей из пластилина,
салфетки, острый нож (для воспитателя), гуашь, кисти.
Методические
приёмы:
-
рассматривание образца с выделением материалов, из которых изготовлена поделка;
- планирование предстоящей деятельности;
- самостоятельная работа детей;
-анализ выполненной
работы.
4. Рисование на тему «Что мы видели на экскурсии» (по
результатам двух экскурсий)
Цели: помочь
детям запечатлеть образы, полученные в результате наблюдений, на бумаге,
используя знакомые им выразительные средства.
Материалы и
оборудование: тонированная бумага, акварель, гуашь, кисти, фломастеры,
простой и цветные карандаши.
Методические
приёмы:
- беседа-напоминание «Что мы видели на экскурсии»;
- беседа-определение замысла рисунка;
- выбор изобразительных средств и материалов;
- самостоятельная деятельность детей;
- подведение итогов занятия;
- рассматривание готовых работ.
2 этап.
1. Беседа «Как
сажают капусту». Рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя о
процессе посадки капусты.
2. Экскурсия в
тепличное хозяйство «Выращивание рассады капусты».
3. «Чтобы
вырос хороший урожай» (наблюдение за работой по выращиванию капусты и уходу
за ней: боронование, культивирование, полив).
Цель:
систематизировать имеющиеся у ребят знания о выращивании капусты; воспитывать
интерес к труду овощеводов.
Обогащение
словаря: боронование, борона, сорняки, культивирование, культиватор,
поливальные машины.
4. Труд на
огороде детского сада.
- подготовка земли (вторичная перекопка, рыхление);
- посадка рассады капусты;
- прополка капусты (борьба с сорняками);
- полив капусты;
- уборка капусты.
Материалы и
оборудование: лопаты, тяпки, вёдра, грабли, лейки
3 этап.
Экскурсия
на капустное поле «пора уборки урожая».
Цели: дать детям
понятие о содержании труда овощеводов в осенний период, показать слаженность в
их работе. Взаимопомощь. Использование в труде сельскохозяйственных машин.
Рассказать о дружбе и взаимопомощи рабочих разных специальностей. Воспитывать
уважение к людям, выращивающим овощи, желание оказывать им посильную помощь.
Предварительная
работа: наблюдение за разгрузкой овощей в детском саду; беседа «Как
убирают овощи дома на огороде»; посещение воспитателем бригады овощеводов,
уточнение содержания предстоящей беседы.
Ход
экскурсии: наблюдение за работой овощеводов, беседа с бригадиром о
рабочих, которые рубят капусту.
4 этап.
1.Итоговая беседа «что мы знаем о труде
овощеводов?».
Цели: закрепить
знания о названиях овощей, правильное использование обобщения: овощи; о
содержании и характере труда овощеводов. Уточнить знание детей о
последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их
роли в производстве овощей.
Материалы: 5-6 видов
овощей, наборы картинок с изображением орудий труда овощеводов, некоторых
сельскохозяйственных машин, подбор загадок об овощах.
2.Презентация праздника урожая «В гости к Осени».
Предварительная
работа: разучивание и инсценирование песен, разучивание стихов,
загадок, пословиц и поговорок, изготовление шапочек-масок овощей, подарков,
пригласительных билетов для гостей.
Содержание
праздника: стихи, загадки, игры, песни, танцы, частушки, вручение
подарков, праздничное чаепитие.
В результате проведённой работы и полученных
положительных результатов нами сделан вывод, что особый интерес представляет
метод проектирования в развитии субъектной позиции старших дошкольников в
процессе приобщения к труду.
Список литературы
1. Алексеева
О.П. Кем быть?: проект по ознакомлению с трудом взрослых /О.П.Алексеева,
Н.В.Круглова//Ребёнок в детском саду. – 2005. - №3.- с. 34-41.
2. Беспалько,
В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько.- М.;
Педагогика, 1995.- 287 с..
3. Воспитание
дошкольника в труде /В.Г.Нечаева (и др.); под ред. В.Г.Нечаевой.- 3-е изд.,
испр. И доп.- М.: просвещение, 1983. – 207 с.
4. Кларин, М.В. Инновации и обучении. Метафоры и
модели /М.В.Кларин – М.: Наука, 1997.- 222с.
5. Кустов,
Л.М.Анализ и проектирование педагогической деятельности; программа и
методические указания /Л.М.Кустов.-Челябинск: Обл. ИУУ, 1991.- 103с.
6. Ковальчук,
Я.И.Трудовое воспитание дошкольников /Я.И.Ковальчук, М.А.Васильева,- Минск:
1983.-72с.
7. Куцакова,
Л.В. Воспитание ребёнка-дошкольника: развитого, образованного,
самостоятельного, инициативного, неповторимого, активно-творческого; В мире
прекрасного: программно-методическое пособие /Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова.-М.:
Владос, 2003.-363-364.
|