Дата: Вторник , 12.12.2017
Версия для слабовидящих
Время: 22:31
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МДОУ
"Детский сад"Ромашка" п.Первомайский
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [3]
методический материал [0]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие связной речи старших дошкольников посредством обучения составлению рассказов по картине

Публикация: Сборник статей «Теория и практика дошкольного образования: пути обновления» город Магнитогорск (Автор В.А. Алтынбаева, воспитатель МДОУ «Ромашка» п. Первомайский Агаповского района Челябинской области)

 

Развитие связной речи

 старших дошкольников посредством обучения

 составлению рассказов по картине

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности дошкольника: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов, создание разных видов творческих рассказов, составление рассказов по картине.

Моделируя и отлаживая технологию работы по составлению рассказов по картине, необходимо соблюдать следующие правила:

- использовать методы и приёмы, которые создают и сохраняют у детей интерес с самых первых минут и до окончания занятия;

- включать в занятия «тренировочные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;

- давать установку детям, чтобы они использовали в своих рассказах слова и выражения из «тренировочных» упражнений; поощрять детей, которые выполняют данное требование;

- предлагать чёткий план рассказа, если он необходим;

- использовать яркие, красочные. Достаточно крупные картины понятного содержания.

В процессе выполнения задания по придумыванию рассказов детям следует предлагать строить своё предложение в соответствии с правилами сюжетного повествования: описание действующих лиц, времени и места действия, причина события, развитие событий, кульминация; окончание событий.

Умения и навыки по составлению рассказа, полученные в о специально организованного обучения, необходимо закреплять в совместной деятельности воспитателя с детьми, в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников.

 

                   Ниже приведён конспект занятия со старшими дошкольниками по

составлению рассказа по картине.

 

Занятие по развитию речи в старшей группе «Весна в лесу»

Цели:  !)Формировать умения и навыки  по составлению рассказов по картине;

2)Обогащать словарь и формировать грамматический строй речи детей в процессе работы с картиной;

3)Развивать навыки активного контроля и оценки результатов деятельности.

Материал к занятию: картина «Медведи» из серии «Дикие животные», четверть альбомного листа, фломастеры.

Предварительная работа: беседа с элементами моделирования «Как узнать диких зверей среди других животных»; беседа «Что мы знаем о медведях»; дидактическое упражнение «Назови правильно» (детёныши животных); беседа «Весенние изменения в жизни диких зверей»; занятие по изодеятельности «Рисуем медведей»; загадки, стихи, рассказы о жизни медведей.

 

                                                                   Ход занятия

1.      Вводная часть.

Вступительное слово воспитателя: «Сегодня, ребята, мы с вами будем составлять рассказ по картине. Но кто станет героем рассказа, вы узнаете только тогда, когда каждый из вас отгадает свою загадку об этом животном и быстро нарисует отгадку». (Воспитатель загадывает загадку каждому ребёнку на ушко.)

                                                    Он зимой спит в берлоге;

                                                    Он очень любит мёд;

            Он косолапый, ходит вперевалочку;

                                                    Если он живёт в лесу – он бурый, если во льдах – белый;

            Просыпается ото сна только весной.

(У всех детей должно получиться изображение медведя.)

2.      Основная часть. 1)Рассматривание картины.

2)Беседа по её содержанию:

- Какое время года изображено на картине? По каким признакам вы определили, что это весна?

- Назовите героев этой картины. Опишите их внешний вид, действия.

- Подберите к слову «медведица» слова, близкие по значению(слова, отвечающие на вопрос «Какая?»). (Медведица: большая, огромная, здоровенная, мощная, большущая.)

Игра «Волшебная цепочка». Педагог говорит короткое предложение, а кто-то из детей должен дополнить его ещё одним словом. Следующий ребёнок к этому удлинённому предложению добавляет ещё одно слово и т.п. (На картине изображена большая, огромная, здоровенная, мощная, большущая медведица.)

1)      Игра «Подбери слова-действия». (Слова, отвечающие на вопрос «Что делает?»

Медвежонок копает, нюхает, смотрит, пробует, бегает, играет и др.

Медведица стоит, прижалась к дереву, чешет спину, сдирает старую шерсть, смотрит на медвежат, отдыхает и др.

5)Составление рассказа по картине: по частям (неживая природа, живая природа: медведица, медвежата (внешний вид, действия); целиком (2-3 ребёнка); рассказ-описание воспитателя.

3.Заключительная часть. подведение итогов занятия.

Итак, благодаря систематической работе по составлению рассказа  по картине, дети, посещающие наше дошкольное учреждение, стали намного внимательнее и наблюдательнее. У них отмечается сознательное отношение к рассматриванию картин, что отражается, в свою очередь, в их речи. Приобретённые навыки дети используют в повседневной жизни, в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах деятельности.

                                                            

 

Список литературы

1.Гербова В. Занятия по развитию речи (Дошкольное воспитание. – 1999.- №12)

2.Ушакова О., Шадрина Л. Развивайте речь дошкольника. (Дошкольное воспитание. – 1997 - №2)

 

Категория: Мои статьи | Добавил: mdou_romashka (17.03.2014)
Просмотров: 2209 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz