Аналитическая справка по итогам работы
по теме «Ознакомление с родным краем»
(старшая -
подготовительная группа)
(Воспитатель
В.А. Алтынбаева)
В начале учебного года по результатам мониторинга
определилась зона образовательных потребностей каждого воспитанника группы по
формированию интегративного качества «Имеющий первичные представления (общая
осведомлённость о себе, семье, обществе и государстве, мире, природе,
культуре).
Показатели динамики формирования данного интегративного
качества:
|
Старшая
группа
|
Подготовительная
группа
|
Высокий
уровень
|
-
|
1 ребёнок (10%)
|
Средний
уровень
|
15 детей (84%)
|
7 детей (70%)
|
Низкий
уровень
|
3 детей (16%)
|
2 детей (20%)
|
Вывод: Более
половины показателей являются стабильными характеристиками. Дети имеют чёткие,
но недостаточно обобщённые и информативные представления, кратко аргументируют
своё мнение, собственный опыт представляют недостаточно подробно. Данная группа
детей (высокий, средний уровень) знает своё имя, фамилию, отчество, особенности
своего организма, назначение органов чувств и частей тела, правила здорового
образа жизни. Затрудняются лишь в том, что зная правила и объясняя их, не
реализуют их на практике.
Дети знают занятия своих родителей, некоторые традиции своей
семьи, важные события в родном посёлке и стране, достопримечательности своего
посёлка, государственную символику.
Но выявлен и низкий уровень достижений детьми планируемых
результатов (16% в старшей группе, 20% в подготовительной группе).
Причины: - отсутствие закрепления полученных знаний в
домашних условиях;
-
пропуски занятий детьми в детском саду.
Выявленные особенности развития детей позволили спроектировать
маршрут образовательной работы в группе:
1. Анализ и
организация предметно - развивающей среды.
2. Изменения в
планировании воспитательно-образовательного процесса.
3. Дифференцированный
подход к каждому ребёнку в подборе форм организации методов и приёмов воспитания
и развития.
4. Взаимодействие
с семьями воспитанников.
5. Взаимодействие
с социумом.
1.
Анализ
предметно-развивающей среды.
Центр
краеведения в группе представлен:
-
информационный стенд «Мой родной край», «Наша Родина Россия» (адрес детского
сада, фотовыставка «Достопримечательности посёлка Первомайский» (на начальном
этапе), созданные детьми гербы детского сада и группы; символика и карта
России, портрет президента В.В.Путина, фото города Москвы);
-
альбомы «Моя семья», Наш детский сад»;
-
кукла в национальном русском костюм;
- макет «Улица, на которой стоит наш детский
сад»;
-
изделия, оформленные педагогами и детьми узорами декоративно-прикладного
искусства (отдельные приёмы уральской росписи «оживки», «подмалёвок»; отдельные
элементы (бутон, цветок, листик и др.);
-
аудиозаписи народных песен;
-
картотека народных игр;
-
подбор художественной литературы.
2. Воспитательно-образовательный процесс.
а)
Работа с детьми в течение года.
Направление «Приобщение детей к истории культуры России»:
-
беседы «Наша Родина – Россия», «Государственная символика России», «С чего
начинается Родина?»;
-
цикл экскурсий по улицам посёлка;
-
экскурсия в поселковую библиотеку по теме «Краеведение»;
-
организация НОД:
Образовательная
область «Художественное творчество. Рисование. Аппликация»: тема «Эмблема
детского сада и группы», постановка детских спектаклей по мотивам народных
сказок;
Образовательная
область «Познание. Кругозор»: «Я и моя
семья», «Как раньше жили в деревне», «Моя малая Родина», «Россия – Родина моя»,
Образовательная
область «Музыка»: разучивание народных песен, закличек, попевок, хороводных
игр; использование народных музыкальных инструментов (бубенцы, трещётки,
деревянные расписные ложки, колотушки); проведение народного праздника «Масленица».
Образовательная
область «Труд»: познание детьми особенностей, влияющих на рост и развитие флоры
и фауны, формирование навыков ухода за комнатными растениями, цветниками,
огородом.
Использование
малых форм устного народного творчества в режимных моментах: на прогулках, во
время наблюдений, игровой деятельности, при проведении культурно-гигиенических
процессов.
Направление
«Ознакомление с сельскохозяйственным
трудом»:
-
беседы: «Где и кем работают наши родители?»; «Что мы знаем о тружениках
полей?», «Кого выращивают на животноводческих фермах?»;
-
организация НОД «Откуда хлеб пришёл» (образовательная область «Познание.
Кругозор»;
-
чтение произведений художественной литературы;
-
сюжетно-ролевая игра «Овощеводы»;
Направление
«Патриотическое воспитание»:
-
беседа «Что такое героизм?»;
-
викторина «Боевая слава нашего народа»;
-
целевая экскурсия в школьный «Музей боевой славы»;
-
целевая прогулка к памятнику Воину-освободителю;
-
встреча с родственниками участников Великой Отечественной войны;
-
музыкально-литературная композиция «День Победы»;
-
участие в митинге, посвящённом Дню Победы.
3. Взаимодействие с семьями
воспитанников.
а)
Консультация для родителей «Актуальность проблемы воспитания у детей любви к
малой Родине»;
б)
Групповое собрание «В каждой семье есть свои традиции»;
в)
Семейный проект «Наши увлечения: коллекционирование»;
г)
выставка семейных рисунков «Моя семья самая лучшая».
Заключение
Мониторинг
итоговых результатов развития детей старшей-подготовительной группы показал,
интегративное качество «Имеющий представления о себе, семье, государстве, мире»
находится на достаточном уровне развития. Развитие соответствует возрастным
возможностям. У детей развито самопознание, сформировано чувство уважения к
себе, к своей семье. Они с удовольствием рассказывают о взаимоотношениях между
членами своей семьи, знают не только имена и отчества взрослых членов семьи, но
и их занятия, трудовые действия, обязанности по дому. Дети закрепили знания о
жизни в русской деревне, о родном
посёлке, знают его историю, название улиц, достопримечательности посёлка. С
теми детьми, у которых развитие данного качества было на уровне - близком к
достаточному (т.е. низкий), была проведена индивидуальная работа по выбранным
(неусвоенным) направлениям. У детей сформированы представления о стране, о
государственных символах, сформированы патриотические чувства, обоснованные на
ознакомлении с боевыми традициями нашего народа. Дети знают, что в нашей стране
живут люди разных национальностей и у каждой национальности свой язык, песни,
игры, традиции. К сожалению, дети-башкиры, татары, казахи, являющиеся
воспитанниками нашей группы, не говорят на своём родном языке, так как в
молодых семьях утрачиваются традиции, что снижает у детей интерес к своей
национальности. А в направлении «Ознакомление с сельскохозяйственным трудом»
было недостаточно организованных целевых прогулок к месту работы сельских
тружеников, наблюдений за их трудом, мероприятий, позволяющих воспитывать в
детях вдохновенное отношение к труду в родном посёлке, любовь к земле.
Итоговые
показатели динамики формирования интегративного качества «Имеющий первичные
представления о себе, семье, государстве, мире»
|
Старшая группа
|
Подготовительная группа
|
Высокий уровень
|
3 детей (16%)
|
2 детей
(20%)
|
Средний уровень
|
15 детей (84%)
|
8детей (80%)
|
Низкий уровень
|
-
|
-
|
С
учётом выявленных проблем в будущем году
следует усилить педагогическую работу, скорректировав её с планами
взаимодействия с социумом и с семьями воспитанников.
План
на будущее:
1. Познакомить
с традициями и обычаями других народов южного Урала (башкиры, татары, казахи).
2. Создать:
-
гербарий «Растения нашего края»;
-
фотоколлекцию «Животные нашего края»;
- коллекцию
«Полезные ископаемые нашего края».
3. Внести изменения в
тематический план формирования у детей интереса к
семейной культуре Южного Урала,
план формирования любви к труду на родной земле.
|